АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Антикоррупционная политика
государственного казенного учреждения Республики Северная Осетия-Алания «Государственное юридическое бюро Республики Северная Осетия-Алания»
- Общие положения
1.1. Антикоррупционная политика государственного казенного учреждения Республики Северная Осетия-Алания «Государственное юридическое бюро Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Политика, Учреждение соответственно) разработана в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по предупреждению и противодействию коррупции.
1.2. Политика Учреждения является основополагающим документом, определяющим основные задачи, принципы и направления антикоррупционной деятельности в Учреждении, целью создания которого является координирование деятельности работников Учреждения при реализации антикоррупционных мер, направленных на предупреждение (профилактику), выявление и пресечение коррупционных и иных правонарушений в Учреждении.
1.3. Деятельность по противодействию коррупции в Учреждении осуществляется в соответствии с настоящей Политикой, иными локальными нормативными актами Учреждения, принятыми по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции в Учреждении.
- Цели и задачи Политики
2.1. Цель Политики — разработка и осуществление последовательных мер, направленных на предупреждение (профилактику), выявление и пресечение коррупционных и иных правонарушений в деятельности Учреждения, формирование антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников Учреждения к коррупционным и иным правонарушениям.
2.2. Задачами Политики являются:
— формирование у работников единообразного понимания позиции Учреждения о неприятии коррупции в любых ее формах и проявлениях;
— минимизация риска вовлечения Учреждения и его работников, независимо от занимаемой должности, в коррупционную деятельность;
— предупреждение (профилактика) коррупционных правонарушений и обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;
— формирование антикоррупционного корпоративного сознания;
— установление обязанности работников Учреждения знать и соблюдать законодательство Российской Федерации по противодействию коррупции, настоящую Политику, локальные нормативные акты Учреждения, принятые по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции в Учреждении.
- Используемые в Политике понятия
3.1. Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работником Учреждения своего должностного положения вопреки законным интересам Учреждения, общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
3.2. Противодействие коррупции — деятельность Учреждения и его работников в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3.3. Получение взятки — получение должностным лицом Учреждения лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
3.4. Коммерческий подкуп — незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в Учреждении, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
3.5. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Учреждения влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами, законными интересами Учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Учреждения, работником которой он является.
3.6. Личная заинтересованность работника — заинтересованность работника Учреждения, связанная с возможностью получения работником при исполнении должностных (трудовых) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3.7. Контрагент — любое юридическое или физическое лицо, с которым Учреждение вступает в отношения, за исключением трудовых отношений.
- Основные принципы антикоррупционной
деятельности Учреждения
4.1. Принципами Политики Учреждения являются:
— принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении повседневной деятельности Учреждения, в том числе во взаимодействии с контрагентами, представителями органов государственной власти, местного самоуправления, своими работниками и иными лицами;
— принцип личного примера руководства. Руководитель и иные руководящие работники Учреждения должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением;
— приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
— недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности определенной группы работников Учреждения, совершивших коррупционные проявления;
— недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции и мерах настоящей Политики;
— мониторинг и контроль. Учреждение осуществляет мониторинг коррупционных рисков, в том числе причин и условий коррупции, в том числе в деятельности по осуществлению закупок для нужд Учреждения и устранения выявленных коррупционных рисков.
— информирование и обучение. Учреждение размещает настоящую Политику в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Учреждения, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, и содействует повышению общего уровня антикоррупционной культуры работников Учреждения путем информирования и обучения.
- Область применения антикоррупционной политики и круг
лиц, попадающих под ее действие
5.1. Настоящая Политика предназначена для использования работниками Учреждения, ответственными за реализацию мер по противодействию коррупции, в части соблюдения принципов и требований настоящей Политики и ключевых норм применимого законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции.
5.2. Кругом лиц, попадающих под действие настоящей Политики, являются работники Учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
5.3. Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов, а также на иных лиц в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из действующего законодательства.
- Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной
политики в Учреждении, и их обязанности, связанные
с предупреждением и противодействием коррупции
6.1. Эффективное управление антикоррупционной деятельностью Учреждения достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия следующих участников:
Директор Учреждения:
— утверждает настоящую Политику, локальные нормативные акты Учреждения, принятые по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции в Учреждении;
— рассматривает и утверждает изменения и дополнения к настоящей Политике;
— определяет должностное лицо из числа работников Учреждения, на которое возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений, реализацию антикоррупционной политики в Учреждении;
— организует проведение обучающих мероприятий по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
— создает комиссию по противодействию коррупции.
Должностное лицо, на которое возложена ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений, реализацию антикоррупционной политики:
— разрабатывает и представляет на утверждение руководителю Учреждения проекты локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению (профилактике) и противодействию коррупции;
— осуществляет контроль за соблюдением работниками Учреждения настоящей Политики;
— осуществляет контроль за соблюдением работниками Учреждения требований кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения;
— проводит работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются работники Учреждения, и принимает меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
— осуществляет проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных и иных правонарушений работниками Учреждения;
— осуществляет прием и учет уведомлений о фактах обращения в целях склонения работников Учреждения к совершению коррупционных правонарушений, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками Учреждения и уведомлений о конфликте интересов работников Учреждения;
— обеспечивает контроль за выполнением (соблюдением) Учреждением требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
— осуществляет совместно с комиссией по противодействию коррупции проведение анализа и оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности Учреждения, наиболее подверженных таким рискам, и разработку соответствующих антикоррупционных мер;
— взаимодействует с судебными и правоохранительными органами, органами прокуратуры;
— обеспечивает недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;
— проводит совместно с комиссией по противодействию коррупции проверку сообщений граждан и организаций о фактах совершения коррупционных правонарушений работниками Учреждения, в том числе поступающих через официальный сайт, направление данной информации в правоохранительные органы;
— разъясняет сотрудникам Учреждения положения законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции;
— осуществляет индивидуальное консультирование работников Учреждения по вопросам применения (соблюдения) положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции;
— осуществляет активизацию работы по формированию отрицательного отношения работников Учреждения к коррупции: проводит профилактические беседы с работниками Учреждения, осуществляет мониторинг выявленных в сфере противодействия коррупции нарушений, их обобщение и доведение до сведения работников Учреждения;
— осуществляет комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению работниками Учреждения поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки: проводит профилактические беседы с работниками Учреждения, осуществляет мониторинг выявленных в сфере противодействия коррупции нарушений, их обобщение и доведение до сведения работников;
— проводит мероприятия, направленные на формирование негативного отношения работников Учреждения к дарению подарков в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей;
— проводит анализ соблюдения работниками Учреждения требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
— осуществляет мониторинг, анализ изменения положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции и обеспечивает информирование работников Учреждения о внесенных изменениях под роспись;
— обеспечивает размещение на официальном сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о мерах, проводимых Учреждением по предупреждению (профилактике) и противодействию коррупции, в том числе локальных нормативных актов по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;
— обеспечивает соблюдение в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядка рассмотрения поступивших в Учреждение обращений граждан;
— проводит совместно с комиссией по противодействию коррупции анализ результатов реализации настоящей Политики и подготавливает по его результатам предложения о внесении изменений в настоящую Политику.
Комиссия по противодействию коррупции:
— участвует в проведении анализа и оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности Учреждения, наиболее подверженных таким рискам, и разработке соответствующих антикоррупционных мер;
— участвует в проведении проверки сообщений граждан и организаций о фактах совершения коррупционных правонарушений работниками Учреждения, в том числе поступающих через официальный сайт,
— проводит проверку по каждому выявленному факту несоблюдения работниками Учреждения требований кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения, выявленному случаю возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются работники Учреждения, выявленному случаю нарушения требований, касающихся получения работниками Учреждения подарков и порядка сдачи подарка;
— участвует в проведении анализа результатов реализации настоящей Политики и подготовке по его результатам предложений о внесении изменений в настоящую Политику;
— осуществляет рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;
— участвует в осуществлении мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, рассматривает уведомления о конфликте интересов работников Учреждения.
- Обязанности работников Учреждения, связанные
с предупреждением и противодействием коррупции
7.1. Работники Учреждения обязаны:
— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;
— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;
— незамедлительно информировать непосредственного руководителя и (или) лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, и (или) руководителя Учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
— незамедлительно информировать непосредственного руководителя и (или) лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, и (или) руководителя Учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками Учреждения, контрагентами Учреждения или иными лицами;
— сообщить непосредственному руководителю и (или) лицу, ответственному за реализацию антикоррупционной политики, и (или) руководителю Учреждения о возможности возникновения либо возникшем у работника Учреждения конфликте интересов.
7.2. Работники Учреждения не должны ограничиваться обязанностями и предписаниями настоящей Политики, а предпринимать иные необходимые и достаточные меры для ведения системной, полномасштабной и всесторонней работы по комплексному противодействию любым возможным коррупционным проявлениям в Учреждении.
- Перечень реализуемых Учреждением
антикоррупционных мероприятий
8.1. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:
— разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения;
— разработка и внедрение Положения о конфликте интересов;
— разработка и принятие порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения работника Учреждения к совершению коррупционных правонарушений;
— разработка и принятие порядка сообщения работниками Учреждения о получении ими подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей;
— введение в государственные контракты, связанные с деятельностью Учреждения, стандартной антикоррупционной оговорки;
— введение антикоррупционных положений в трудовые договоры, должностные инструкции работников Учреждения;
— разработка и утверждение иных локальных нормативных актов Учреждения по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции.
8.2. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:
— введение процедуры информирования представителя нанимателя (работодателя) работниками Учреждения о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
— введение процедуры информирования представителя нанимателя (работодателя) о ставшей известной работнику Учреждения информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками Учреждения, контрагентами и иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;
— введение процедуры информирования представителя нанимателя (работодателя) о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования;
— проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности Учреждения, наиболее подверженных таким рискам, и разработка соответствующих антикоррупционных мер.
8.3. Обучение и информирование работников Учреждения:
— разъяснение сотрудникам Учреждения положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, в том числе о конфликте интересов, об ограничениях, касающихся получения подарков при исполнении работниками Учреждения должностных обязанностей и (или) в связи с их должностным положением, об ответственности за дачу, получение взятки, посредничеств при получении/даче взятки;
— индивидуальное консультирование работников Учреждения по вопросам применения (соблюдения) положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции;
— проведение профилактических бесед с работниками Учреждения, мониторинг выявленных в сфере противодействия коррупции нарушений, их обобщение и доведение до сведения работников Учреждения;
— проведение мероприятий, направленных на формирование негативного отношения работников Учреждения к дарению подарков в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей;
— мониторинг, анализ изменения положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции и обеспечение информирования работников Учреждения о внесенных изменениях под роспись;
— осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению работниками Учреждения поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки: проведение профилактических бесед с работниками Учреждения, мониторинг выявленных в сфере противодействия коррупции нарушений, их обобщение и доведение до сведения работников.
8.4. Оценка результатов проводимой в Учреждении антикоррупционной работы осуществляется ежегодно в сроки, установленные Планом противодействия коррупции в Учреждении на соответствующий год.
- Ответственность работников Учреждения
за несоблюдение Политики
9.1. Работники Учреждения обязаны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
9.2. Все работники Учреждения вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации, а также требований настоящей Политики.
9.3. К мерам ответственности за коррупционные правонарушения в Учреждении относятся меры дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Порядок пересмотра и внесения изменений в Политику
10.1. Внесение изменений в настоящую Политику осуществляется в следующих случаях:
— изменения законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции – в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу соответствующих изменений, влекущих необходимость внесения изменений в настоящую Политику;
10.2. Внесение изменений в настоящую Политику оформляется приказом Учреждения, подготовленным должностным лицом Учреждения, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, реализацию Политики по согласованию с комиссией по противодействию коррупции, в пределах сроков, предусмотренных пунктом 10.1 настоящей Политики.
10.3. Настоящая Политика подлежит пересмотру в случае, если объем вносимых в нее изменений превышает ½ от общего объема настоящей Политики.
Пересмотр настоящей Политики оформляется в соответствии с пунктом 10.2 настоящей Политики.